Информационное окно

Уважаемые коллеги и гости!:

Приветствуем Вас в открытом диалоговом образовательном пространстве Педагогического ЦОПП.

Здесь Вы можете получить профессиональную методическую помощь, а также найти ответы на актуальные вопросы в сфере организации и управления образовательным процессом.

Текст вопроса:

Как можно и можно ли сократить работника досрочно по его заявлению?

Ответ:

Ответ: Возможность досрочного увольнения при сокращении персонала предусмотрена ст. 180 ТК РФ. Она предполагает наличие взаимного согласия работника и работодателя на эту процедуру и обязывает работодателя выплатить работнику в день увольнения особую компенсацию — за промежуток времени между датой досрочного увольнения и объявленной в предупреждении датой сокращения. Согласие на досрочное увольнение при сокращении работник может выразить лишь после получения предупреждения о предстоящем сокращении. В тексте этого предупреждения помимо указания даты сокращения и перечисления имеющихся вакансий, которые может занять сокращаемый работник, следует указать и на возможность его досрочного увольнения, сопровождаемого дополнительной выплатой. Согласие на досрочное увольнение обязательно оформляется работником письменно и должно содержать намерение самого работника уволиться с даты, наступающей раньше дня, объявленного для него днем сокращения. В этот же документ работник может включить: • напоминание о выплате дополнительной компенсации за досрочное увольнение; • отказ от занятия предложенных ему вакансий. И на этом же документе должна появиться отметка работодателя о согласовании им выраженного работником намерения.

Текст вопроса:

Добрый день! Такой вопрос, подскажите, несёт ли учитель юридическую ответственность за ученика во время дистанционного обучения?

Ответ:

Ответ: По общим правилам и согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации», школа несёт ответственность за безопасность учеников во время обучения, а также при нахождении на территории школы. Согласно ст. 1073 ГК РФ, если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной, медицинской или иной организации, обязанной осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечают за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора. В соответствии с вышеизложенным, в период дистанционного обучения обучающиеся находятся под ответственностью законных представителей, за исключением, если получит вред в ходе урока (как физический, в результате неверно выполненного задания, например на физкультуре, химии, так и моральный, например оскорбление), то в этом случае ответственность несёт школа.

Текст вопроса:

Здравствуйте, будьте добры, подскажите. Может ли директор отменить или перенести отпуск преподавателя? Отпуск был запланирован заранее.

Ответ:

Предоставление ежегодного отпуска должно предусматривать цель обеспечения и права сотрудника на отдых, предусмотренный статьей 2 ТК РФ. При этом нормы локального акта (приказа работодателя) ухудшение положения работника, применению не подлежат (статья 8 ТК РФ). Согласно статьи 123 ТК РФ отпуск преподавателю предоставляется в соответствии с графиком отпусков, утвержденном в организации. По договоренности отпуск может быть предоставлен и вне графика. Как следует из вопроса, график отпусков сторонами был согласован заранее, следовательно, с этого момента он обязателен как для работодателя, так и для работника (статья 123 ТК РФ). На основании вышеизложенного, вышеуказанные правоотношения сторон регулируются общими правилами, регламентированными главой 19 ТК РФ, при применении которых работодатель не вправе в одностороннем порядке без согласования с работником менять уже запланированную графиком дату предоставления отпуска. Очередной оплачиваемый отпуск может быть перенесен либо по заявлению работника, либо с его согласия; перенос отпуска работодателем по собственной инициативе без согласования этого вопроса с самим работником не предусмотрен действующим трудовым законодательством, за исключением временной нетрудоспособности работника или исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы. Нормами трудового законодательства предусмотрен перенос ежегодного отпуска в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, при этом с согласия работника допускается перенос отпуска на следующий рабочий год.

Текст вопроса:

У меня высшее педагогическое образование по специальности учитель математики, есть диплом по переподготовке в сфере деятельности Педагогика и психология дошкольного образования. Могу ли я работать воспитателем в детском саду .? Или мне все таки необходимо получить образование ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного образования.

Ответ:

Добрый день! Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования” к воспитателю предъявляются следующие квалификационные требования: "Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы" Таким образом, Вы имеете право работать воспитателем в Дошкольном образовательном учреждении.

Текст вопроса:

Добрый день! Подскажите пожалуйста, на какие нормы можно ориентироваться сегодня, при составлении штатного расписания техникума (вводе и выводе единиц)? Ранее, примерные штаты государственных учреждений НПО и СПО, утвержденные МОНО приказами от 23.10.2008 №№ 742, 743, были отменены приказом от 12.12.2016 № 4162 и ежегодно устанавливались нормы до 2021 года. Спасибо!

Ответ:

Пункт 19 «Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год», утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2021 г., протокол № 11, предусматривает штатное расписание учреждения, которое утверждается руководителем учреждения (представителем работодателя) и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения. В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ № 1 от 05.01.2004 г. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» составляется штатное расписание по форме № Т-3.

Текст вопроса:

Добрый день! Подскажите пожалуйста, есть ли разъяснения по вопросу выплаты дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя (куратора) в размере 5 тыс. рублей, в период летних каникул, с 01 июля по 31 августа (исключая отпуск), а также классным руководителям, чьи группы были выпускными 30 июня? Заранее спасибо.

Ответ:

Татьяна, добрый день! Письмо Министерства просвещения РФ от 28 мая 2020 г. № ВБ-1159/08 "О направлении разъяснений» (далее – письмо) по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, разработанные совместно с Общероссийским Профсоюзом образования. Согласно п. 11 Письма периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем. За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство. На основании вышеизложенного, доплата за классное руководство должна выплачиваться педагогам за все рабочее время включительно, следовательно, в период летних каникул, и в период выпуска групп, перерыв в выплате федеральной надбавки незаконен. Исключением является только время отпуска работника.

Текст вопроса:

Оплачивается ли командировка администрации в выходной день?

Ответ:

Общие правила оплаты выходных дней командированному сотруднику регламентируются Трудовым кодексом и Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, которое утверждено постановлением правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее — Положение о командировках). Начислять оплату за выходные и праздничные дни нужно только том случае, если человек реально привлекался к работе в эти дни. А значит, если сотрудник, находясь в командировке, в выходные и праздничные дни отдыхает, то средний заработок за эти дни ему не выплачивается. Факт работы может быть отражен в приказе директора или ином документе. Дни отъезда, приезда, а также дни нахождения в пути в период командировки, приходящиеся на выходные или нерабочие праздничные дни, оплачиваются согласно статье 153 ТК РФ не менее чем в двойном размере, если работнику не предоставляется другой день отдыха. Такие разъяснения содержатся в решении Верховного суда РФ от 20.06.02 № ГКПИ2002-663, в письмах Минтруда от 13.10.17 №14-2/В-921.

Текст вопроса:

Здравствуйте! Могли Вы подсказать нормативно правовую базу по созданию УПК?

Ответ:

2 декабря 2022 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон об образования в части установления права создавать в структуре образовательной организации учебно-производственные комплексы (ФЗ от 21.11.2022 № 449-ФЗ). Учебно-производственные комплексы создаются в целях: 1) организации практической подготовки обучающихся по следующим образовательным программам: основным профессиональным образовательным программам основным программам профессионального обучения дополнительным профессиональным программам 2) предоставления работы временного характера обучающимся и выпускникам 3) производства товаров, выполнения работ и оказания услуг с использованием материально-технической базы образовательных организаций по профилю реализуемых ими образовательных программ Законом закреплено право образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы оказывать содействие в трудоустройстве лиц, осваивающих или завершивших освоение указанных образовательных программ, в том числе в структурные подразделения, созданные такими организациями для практической подготовки обучающихся, выполнения опытно-конструкторских работ, осуществления научной, творческой и иной деятельности, в хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, учредителями (участниками) которых являются такие организации. С текстом закона можно ознакомиться по этой ссылке (https://new-ukn-minobr.government-nnov.ru/upload/uf/43b/zs5gxxr5t7jlgqc0dpza1oacgrls5kl0/449_FZ.pdf)

Текст вопроса:

Подскажите о приоритетном поступлении в д/с?

Ответ:

2 декабря 2022 г. вступили в силу изменения в ФЗ об образовании и Семейный кодекс РФ в части вопросов преимущественного приема в дошкольные учреждения и школы (ФЗ от 21.11.2022 № 465-ФЗ) В изменениях уточнено, что право преимущественного приема, в том числе, предоставлено ребенку, усыновлённому (удочерённому) или находящемуся под опекой или попечительством в семье, включая приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, патронатную семью Право преимущественного приема предоставлено на обучение по основным общеобразовательным программам в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучается ребенок, воспитывающийся с ним в одной семье, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 и 6 ст.67 273-ФЗ (ранее в законе указывалось по основным программам дошкольного и начального общего образования) Возможно в образовательных организациях потребуется внесение соответствующих изменений в локальный акт и в форму заявления о приеме, если сведения о праве преимущественного приема в указанных документах отражались. Рекомендуем проверить. С текстом закона можно ознакомиться по этой ссылке (https://new-ukn-minobr.government-nnov.ru/upload/uf/fc8/2bfsx5q4v30b4j51r1acthppsdcwf6np/465_FZ.pdf)

Текст вопроса:

Можно ли рассматривать реализацию занятий по ДОП в качестве отдельной деятельности, не связанной с реализацией ОП дошкольного образования (ОПДО)?

Ответ:

Кружки и студии это сформированные по интересам обучающихся объединения для занятий по ДОП различной направленности (приказ Минпросвещения России от 27.07.22 N 629) (https://ukn-minobr.nobl.ru/documents/active/51192/) Реализацию ДОП необходимо рассматривать в качестве отдельной деятельности, не связанной с реализацией ОП дошкольного образования (ОПДО) Педработник, реализующий ДОП, должен соответствовать профстандарту "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (https://ukn-minobr.nobl.ru/documents/active/107846/) С целью соблюдения законодательства РФ не допускается оплачивать работу педработников по реализации ДОП за счет средств государственных (муниципальных) заданий на реализацию ОПДО. ДОУ реализует ОПДО в течение всего времени пребывания детей в группе в рамках установленного ДОУ режима работы (п.2.5. ФГОС ДО) Вывод: Организация воспитателем кружков и секций по ДОП нарушает ФЗ, т.к. воспитатель в рамках режима работы группы обязан реализовывать ОПДО Рекомендуем использовать в работе разъяснения Минобрнауки РФ (письмо от 04.12.2014 №08-1947) (https://ukn-minobr.nobl.ru/documents/other/107415/)

Текст вопроса:

Здравствуйте, после окончания колледжа я работаю воспитателем в детском саду 2 года. Зарплата минимальная, но очень люблю работать с детками. Очень бы хотелось узнать о мерах поддержки молодых специалистов в Нижегородской области (может есть какие программы поддержки, работающим в поселке) и каким образом можно узнать о них и вступить?

Ответ:

Добрый день, областная целевая программа «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2015-2023 годы» не предусматривает привлечение новых участников. Она направлена только на обеспечение выплат участникам ранее утвержденных программ – «Социально- экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области на 2006-2020 годы» и «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2013 годы».

Текст вопроса:

В нашей организации пед.работник просит аттестационный лист после прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Требуется ли заполнение таких аттестационных листов.

Ответ:

Аттестация педработников регламентируется Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённым приказом Минпросвещения РФ от 24.03.2023 № 196. Вступил в силу 1️⃣ сентября 2️⃣0️⃣2️⃣3️⃣ года. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом. Протокол является подтверждением прохождения аттестации. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника. Таким образом, заполнение аттестационных листов при аттестации на соответствие занимаемой должности не требуется.

Текст вопроса:

В нашей профессиональной образовательной организации нет ни одного обучающегося с ОВЗ и инвалидностью. Обязаны ли мы создать спец. условия для получения образования такой категории обучающихся?

Ответ:

Специальные условия для обучающихся с ОВЗ в учреждениях СПО ❗️Даже если в контингенте ОО отсутствуют обучающиеся с ОВЗ или инвалиды, согласно пп.«е» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности (постановление Правительства РФ от 18.09.20 №1490)одним из лицензионных требований является наличие у профессиональной образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ в соответствии с ч.1, 3, 8, 10 и 11 ст.79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ ‼️ В отсутствии данных обучающихся профессиональная ОО должна, как минимум, обеспечить доступ обучающихся с ОВЗ или инвалидов в свои здания в соответствии с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309

Текст вопроса:

Какие требования к численности обучающихся на 1 тьютора в ДОУ?

Ответ:

Количество штатных единиц тьютора для организации образовательной деятельности с детьми ОВЗ устанавливает Приказ Минпросвещения РФ от 31.07.2020 N 373 (https://ukn-minobr.nobl.ru/documents/active/138792/) В п.21 Приказа указано: 🔹 на каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых), или РАС, или умственной отсталостью - вводится не менее 1 штатной единицы тьютора; 🔹в группах комбинированной направленности для организации образовательной деятельности в штатное расписание вводится: 1 штатная единица тьютора на 1 - 5 обучающихся с ОВЗ. Рекомендуем ознакомиться! Минпросвещения РФ в письме от 20.02. 2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (https://ukn-minobr.nobl.ru/documents/active/138797/) дало рекомендации по сопровождению обучающихся с ОВЗ, инвалидностью и разъяснило: статус и обязанности тьютора; порядок введения в штатное расписание; особенности деятельности

Текст вопроса:

Добрый день. Поделитесь , пожалуйста,опытом,как подгрузить лицензию и аккредитацию. Все время слетает.

Ответ:

Добрый день! Если данные блоки слетают необходимо обратиться в службу поддержки: priem@rustest.ru. К письму прикрепите необходимые документы и техподдержка загрузить всё самостоятельно. Не забудьте перед обращением сделать скриншот страницы с данными ОО и документами. Этот скриншот отправлять не надо. Он остается у вас

Текст вопроса:

Подскажите, в течение какого времени необходимо заполнить ФИС ФРДО по окончании курсов?

Ответ:

С 1 марта 2023 года образовательные организации обязаны в течение 3 рабочих дней вносить в ФИС ФРДО сведения о документах об образовании и(или) квалификации, выдаваемые лицам, освоившим следующие образовательные программы: ✅основного общего, среднего общего образования ✅среднего профессионального образования ✅основные программы профессионального обучения Ранее этот срок составлял 20 дней Соответствующие изменения внесены в Правила формирования и ведения ФИС ФРДО 📎Текст постановления Правительства РФ от 24.11.22 №2136 здесь (https://new-ukn-minobr.government-nnov.ru/upload/uf/913/0ivmg7sq9tczv643325ek2nqo6zca5sp/Postanovlenie-2135-FRDO.pdf) Будьте внимательны: ✔️ сроки распространяются также на выдачу дубликатов ✔️работа в ФИС ФРДО - предмет постоянного мониторинга надзора ✔️это зона административной ответственности Рекомендуем ознакомить с изменениями ответственных лиц, при необходимости, в приказ об ответственных лицах внести изменения в части сроков предоставления сведений в систему

Текст вопроса:

Добрый день! Подскажите пожалуйста, есть ли какие-то разъяснения, актуальные на сегодняшний день, по вопросу трудоустройства в образовательную организацию лиц, не имеющих сертификат на прививку от Ковид-19, также не имеющих сведений о наличии антител либо о перенесенном заболевании Ковид-19. Также, можно ли принимать работника с мед.отводом от данной прививки?

Ответ:

Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» предусмотрено обязательное проведение профилактических прививок, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Согласно ст. 6.3 Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ руководитель образовательного учреждения несёт ответственность за нарушение закона в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Чтобы не быть привлечённым к ответственности, в соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона № 157 -ФЗ от 17.09.1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», руководитель вправе отказать в приеме на работу или отстранить от работы лиц, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень медицинских противопоказаний установлен «МУ 3.3.1.1095-02. 3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.01.2002). В случае, имеющегося медицинского отвода у вновь трудоустраивающегося работника в образовательное учреждение, работодатель не вправе отказать ему в приеме.

Текст вопроса:

Добрый день! Согласно ТК РФ :Испытание при приеме на работу не устанавливается для: лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня; У меня вопрос: это распространяется на тех кто вообще не работал никогда( первое место работы) или работал, но в другой должности?

Ответ:

Ответ: Согласно ст. 70 ТК РФ испытательный срок при приеме на работу не устанавливается следующим категориям лиц: - избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; - беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет; - лиц, не достигших возраста восемнадцати лет; - лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня; - лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу; - лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями; - лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев. Согласно ст. 207 ТК РФ лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается. В соответствии с нормами действующего законодательства, указанного выше, право при приеме на работу без прохождения испытательного срока имеет ограниченный список лиц. Следовательно, для лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности, не устанавливается испытательный срок в случае, если такой специалист трудоустроится в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня, при этом, независимо от первого или последующего места работы.

Текст вопроса:

Добрый день! Можно ли принять на работу мастером п/о выпускника СПО после 2015 года, обучавшегося по программе ПКРС . Достаточный стаж по профессии имеется. Спасибо!

Ответ:

Добрый день! Требования к педкадрам ФГОС по специальности 2014 года - только с высшим образованием. Требования к педкадрам ФГОС по профессиям- наличие высшего или среднего профессионального образования (без уточнения по специальности или по профессии). Требования ФГОС по актуализированным и новым - квалификация педработников должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартов. На сегодняшний день действует приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н требования - высшее или среднее профессиональное образование по профилю подготовки. Но проект профессионального стандарта предусматривает среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена. Резюме: пока можно, но только на программы, ФГОС по которым утверждены после 2016 года, но до утверждения нового профессионального стандарта. Так что кандидату необходимо получать СПО по ППСЗ.

Текст вопроса:

Добрый день! Ещё вопрос: можно ли уведомить преподавателя общеобразовательных дисциплин (пенсионного возраста) за 2 месяца, об уменьшении педагогической нагрузки, если контингент обучающихся не меняется, но, необходимо принять молодого специалиста и передать ему часть нагрузки для адаптации. В последующем планируется перевод на полную ставку.

Ответ:

Ответ: Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки, установленного на начало учебного года, а также в текущем году, в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601. Исходя из вашей ситуации, изменение объема нагрузки, не связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов), предусматривает согласование с работником в письменной форме.

Текст вопроса:

Добрый день! Проконсультируйте пожалуйста нас по следующему вопросу: педагогический работник (мастер производственного обучения) собирается выходить из отпуска по беременности и родам на работу частично и одновременно оформить отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. На какую часть рабочего времени допускается по закону педагогический работник, при условии нахождения её в отпуске по уходу за ребенком и при условии, что у пед.работников 36-ти часовая рабочая неделя, т.е. если брать из расчета 0,5, то рассматривается рабочее время в рамках 18-ти часовой недели или строго не более 3 часов в день 6 дней? Заранее благодарны!

Ответ:

Татьяна, добрый день! В соответствии с ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Согласно ч. 2 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Таким образом, установлены условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а именно, пособие выплачивается в случае фактического осуществления ухода за ребенком и нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Второе условие предусматривает право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в случае если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Статьей 333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. По мнению регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, с учетом правовых позиций высших судебных инстанций, в период нахождения застрахованного лица в отпуске по уходу за ребенком и одновременной работе на условиях неполного рабочего времени сохраняется право работника на ежемесячное пособие по уходу за ребенком при работе не более 13,5 часов в неделю и 54 часов в месяц для педагогических работников. При ином незначительном сокращении рабочего времени (менее 4,5 часов в неделю), что не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В таком случае, пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении страхователем правом в целях предоставления своим сотрудникам дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. На основании вышеизложенного, конкретного указания количества сокращенного рабочего времени для педагогического работника в период нахождения застрахованного лица в отпуске по уходу за ребенком, нормами действующего законодательства не установлено, а имеет рекомендательный характер, указанный выше.

Текст вопроса:

Добрый день, огромное спасибо за ответы на ранее заданные вопросы. Проконсультируйте пожалуйста еще по одному вопросу: можно ли засчитать преподавателю в педагогический стаж для оплаты за выслугу лет период работы по договору гражданско-правового характера. Условие объема педагогической нагрузки не менее 180 часов в учебном году соблюдено и работа выполнялась в течении 3-х месяцев (преподавание на курсах повышения квалификации). Иными словами, можно ли засчитать эти 3 месяца в педагогический стаж для оплаты труда?

Ответ:

Работа по договору гражанско-правого характера не входит в педагогический стаж для назначения льготной пенсии. Однако, эта работа засчитывается в общий страховой стаж, при условии, если заказчик (работодатель) выплачивал взносы в Пенсионный фонд.

Текст вопроса:

Для женщин, работающих в сельской местности, установлены специальные гарантии (статья 263.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ)), согласно которым для них установлена 36-часовая рабочая неделя. Сколько часов в неделю у женщины - заведующего детским садом на селе?

Ответ:

Продолжительность рабочей недели согласно ст. 92 ТК РФ и в соответствии с пунктом 1.3 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 года №298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства не селе» не должна превышать 36 часов.

Текст вопроса:

Сколько педагогических часов можно тарифицировать методисту на правах внутреннего совмещения и каким нормативным документом это регламентировано

Ответ:

В вашем вопросе вы спрашиваете о внутреннем совмещении. Но в Трудовом кодексе РФ есть два похожих термина: «совмещение» и «совместительство». Если работнику оформлено совмещение, т.е. работник выполняет работу педагога в течение основного рабочего времени за доплату (ст. 60.2, 151 ТК РФ), то совмещаемую должность работник не занимает. Он занимает только должность методиста и в течение установленной для него продолжительности рабочего времени он выполняет педагогическую работу. Выполнение дополнительной работы по совмещению оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору или указывается в самом трудовом договоре, если совмещение устанавливается при приеме на работу. Если вы имели в виду совместительство, то правила совместительства для педагогических работников устанавливает постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41. В соответствии с ним продолжительность работы по совместительству педагогических работников (в том числе методистов) в течение месяца определяются по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Для тех работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, максимальная нагрузка по совместительству будет 16 часов (например, у школьного учителя половина месячной нормы равна всего 9 часам в неделю). Согласно приказу Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 продолжительность рабочей недели методистов составляет 36 часов. А работать по совместительству они могут не больше 18 часов в неделю. Таким образом, в Вашем случае методист может работать учителем или преподавателем по совместительству с нагрузкой не более 18 часов в неделю.

Текст вопроса:

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, сколько групп должно быть на 1 ставку старшего воспитателя, и каким документом это регламентируется?

Ответ:

Здравствуйте! На основании п.2.1 Постановления Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88 об установлении в ДОО одной такой ставки при наличии 4-8 групп, следовательно групп должно быть от 4-8.

Текст вопроса:

Добрый день, подскажите, пожалуйста, в какие сроки будет актуализирован ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Ответ:

Добрый день, Лариса Михайловна! Необходимо отслеживать изменения в СПС Консультант плюс или на сайте fumo-spo.ru

Текст вопроса:

В какие сроки образовательные организации должны перейти на ФООП? Для каких классов введение ФООП является обязательным?

Ответ:

Разъяснения о порядке введения ФООП содержатся в методических рекомендациях, направленных в субъекты Российской Федерации письмом Минпросвещения России от 3 марта 2023 г. № 03-327. Согласно части 6.1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП. Таким образом, введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования ((пункт 4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗ). При этом несмотря на то, что в 2023/24 учебном году 11 классы могут продолжить обучение по учебным планам, соответствующим ФГОС среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) до вступления в силу изменений 2022 года, рабочие программы по обязательным для непосредственного применения учебным предметам (русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ), уже включенным в учебный план 11 классов, должны быть приведены в соответствие с федеральными рабочими программами по этим учебным предметам в части содержания и планируемых результатов. Так, например, в содержание федеральной рабочей программы по литературе в 11 классе включены обязательные для изучения произведения В.О. Богомолова «В августе сорок четвертого», А.А. Фадеева «Молодая гвардия», значит, в рабочую программу по литературе в 11 классе в 2023/24 учебном году в обязательном порядке должно быть включено изучение этих произведений. При этом если учебный предмет (например, география) не был включен в учебный план 11 класса в 2023/24 учебном году, дополнительно включать его не нужно. Кроме того, не предполагается внесение изменений в рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план 11 класса согласно ФГОС СОО до вступления в силу изменений 2022 года, (например, естествознание, право, экономика).

Текст вопроса:

Какие разделы ФООП являются обязательными для непосредственного применения образовательной организацией?

Ответ:

Согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» (начальное общее образование), «Русский язык», «Литература», «История», 5 «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (основное общее и среднее общее образование). При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ по учебным предметам, в том числе с учетом имеющегося опыта реализации углубленного их изучения. В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ. Вместе с тем образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП (статья 12 Федерального закона № 273-ФЗ). ФГОС определяет требования к структуре рабочих программ учебных предметов, являющихся частью ООП (содержание, планируемые результаты, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы). Федеральные рабочие программы по отдельным учебным предметам, размещенные на портале «Единое содержание общего образования» по адресу https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_po_uch.htm, включают в том числе предлагаемое ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» (далее – ФГБНУ ИСРО) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Кроме того, конструктор рабочих программ (https://edsoo.ru/constructor/), разработанный ФГБНУ ИСРО, позволяет педагогическим работникам при разработке собственной рабочей программы вносить изменения в рабочие программы в части тематического планирования, перераспределяя часы на освоение той или иной темы в зависимости от условий в конкретном классе образовательной организации

Текст вопроса:

Если образовательная организация решила не разрабатывать свою ООП, то как использовать ФООП?

Ответ:

Согласно статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и соответствующими ФООП. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ООП в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО к структуре ООП соответствующего уровня образования, с учетом мнения и выбора участников образовательных отношений, исходя из имеющихся в образовательной организации условий и возможностей. При этом образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих ООП федеральные образовательные программы, а также 6 предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов. В этом случае соответствующая учебно-методическая документация самостоятельно образовательной организацией не разрабатывается. В ООП разработанная на федеральном уровне учебно-методическая документация может включаться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки администрацией и педагогическими работниками учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ по учебным предметам, в том числе с учетом имеющегося опыта реализации образовательных программ. При этом что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями ООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП. Вместе с тем согласно статье 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации, указанные Таким образом, ООП, разработанная образовательной организацией в соответствии с ФООП, должна также соответствовать требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО к структуре ООП и содержать в том числе: программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС; часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений.

Текст вопроса:

Должна ли образовательная организация использовать федеральный учебный план соответствующего уровня образования в неизменном виде или может вносить в него изменения?

Ответ:

В ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО представлены варианты федерального учебного плана с учетом возможности изучения родного языка/литературного чтения и родной литературы на родном языке, изучения второго иностранного языка для 5-ти и 6-ти дневной учебной недели. При этом на основании статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ разработка учебного плана является частью образовательной программы и относится к компетенции конкретной образовательной организации. Соответствующий вариант федерального учебного плана является основой для разработки учебного плана образовательной организации с учетом интересов участников образовательных отношений, условий и возможностей образовательной организации. Кроме того, согласно требованиям ФГОС структура ООП включает обязательную часть 7 и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого образовательной организацией. При разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение (часть 6.2 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ). Вместе с тем согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» (начальное общее образование), «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (основное общее и среднее общее образование), в том числе количество часов, рекомендованных на изучение указанных учебных предметов. Образовательная организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов. Вместе с тем необходимо соблюдать принципы: содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП. Кроме того, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям (статья 28 Федерального закона). ФООП предусматривают возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации

Текст вопроса:

В федеральных учебных планах указано количество часов для каждого предмета в зависимости от уровня его изучения. Может ли образовательная организация в рамках введения ФООП при формировании учебного плана увеличить количество часов на изучение отдельных предметов?

Ответ:

В соответствии с ФГОС в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы. Важно подчеркнуть, что при разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение (часть 6.2 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ). Вместе с тем необходимо соблюдать условие: содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП. В ФОП ООО предусмотрена возможность изучения учебных предметов («Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология») на углубленном уровне за счет добавления учебных часов, из части федерального учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план на уровне среднего общего образования может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углубленном уровне. При этом образовательная организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов. Программы профильного обучения реализуются за счет комбинации учебных часов, отводимых на урочную деятельность, и учебных часов, предусмотренных на внеурочную деятельность

Текст вопроса:

Какие учебники закупать для реализации обновленных ФГОС и ФООП? Только те, что есть в федеральном перечне учебников?

Ответ:

Разъяснения об обеспечении учебными изданиями были направлены в субъекты Российской Федерации письмом Минпросвещения России от 21 февраля 2023 г. № АБ-800/3. Из данного письма следует, что Федеральным законом № 371-ФЗ внесены изменения в пункт 1 части 4 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которым организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ используют учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в федеральный перечень учебников (далее – ФПУ). При этом последовательный цикл «разработка – экспертиза – апробация – доработка – включение в ФПУ» учебника и разработанного с ним в комплекте учебного пособия занимает не менее 2 лет. В течение этого периода будет действовать федеральный перечень 12 учебников, в который включены учебники, не имеющие комплектных учебных пособий, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (далее – новый ФПУ № 858). Обращаем внимание на то, что новым ФПУ № 858 (приложение № 2) установлены предельные сроки использования учебников, исключенных из нового ФПУ из числа учебников, входивших в ФПУ, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254. Вместе с тем образовательные организации выбирают учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699. При этом в период перехода на обновленные ФГОС и ФООП, могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации образовательных программ (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ)

Текст вопроса:

Введение ФООП требует методической поддержки. Где и каким образом регион, муниципалитет, образовательная организация, педагог могут получить методическую помощь?

Ответ:

В поддержку руководителей и педагогических работников организована системная работа по методическому сопровождению введения ФООП. Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП педагогические работники и руководители образовательных организаций, специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием могут получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm. Материалы Всероссийских просветительских мероприятий по вопросам введения ФООП размещены по адресу: https://edsoo.ru/Vserossijskie_prosvetitelskie_meropriyatiya_Federalnie_osnovnie_obscheobraz ovatelnie_programmi_i_federalnie_rabochie_programmi_u.htm. Методические материалы по отдельным учебным предметам опубликованы на странице https://edsoo.ru/Metodicheskie_seminari_0.htm. В целях научно-методического сопровождения обновления содержания общего образования ФГБНУ ИСРО по заданию Минпросвещения России в 2023 году проводятся следующие мероприятия, направленные на сопровождение внедрения ФООП: подготовка методических пособий для учителей по реализации ФГОС (начальное общее образование – русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика; основное общее образование – достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов социально-гуманитарного, филологического и естественно-научного блоков; среднее общее образование – литература, история, география, обществознание, физика, химия, биология, математика, информатика на углубленном уровне с учетом выбранного профиля обучения, предусмотренного ФОП СОО); подготовка методических рекомендаций по интеграции предметного содержания урочной деятельности с системой дополнительного образования, в том числе интеграции содержания учебных предметов (литература и история) с деятельностью школьных театров, в том числе в целях реализации федеральной программы воспитания; 14 подготовка рабочих программ по организации внеурочной деятельности для общего образования, в том числе по организации начальной военной подготовки, программы «Россия – моя история», по организации профильного обучения, а также программ для детей, испытывающих трудности в обучении; проведение серии окружных совещаний с педагогическим сообществом субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам введения ФГОС общего образования (в том числе реализации ФООП); проведение на регулярной основе методических семинаров (вебинаров) для учителей по актуальным вопросам реализации обновленных ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с ФООП. Вся необходимая информация по планируемым методическим мероприятиям и разработанные методические материалы будут размещаться на портале «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/). Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы могут являться методической базой как для самоподготовки учителя в соответствии с ФООП, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб школьного, муниципального и регионального уровней.

Текст вопроса:

Какие разделы/части ООП образовательная организация должна разработать полностью самостоятельно?

Ответ:

Согласно части 6.1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП. При этом согласно статье 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии 15 с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Структура ООП образовательной организации должна соответствовать требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО к структуре ООП соответствующего уровня образования. Таким образом, в дополнение к разделам, включенным в ФООП, образовательная организация с учетом имеющегося опыта реализации образовательных программ, своих условий и возможностей, интересов обучающихся и родителей самостоятельно разрабатывает и включает в ООП программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС; часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений.